?

Log in

No account? Create an account

Сообщество любителей гор и альпинизма

Previous Entry Share Next Entry
exss @ 01:38 pm: ЭПИЧЕСКОМУ СОЛО МЕССНЕРА - 30 ЛЕТ



30 лет назад, 20 августа 1980 г., тирольский восходитель Райнхольд Месснер перевернул представления мирового альпинистского сообщества о возможностях человека: впервые в истории альпинизма он поднялся в одиночку на высочайшую вершину планеты Эверест. 


Фото National Geographic
 

Это было не единственным «переворотом» в том соло-восхождении.
Месснер поднялся на Эверест без использования кислорода.
Месснер поднялся на Эверест в период муссонов и частично по новому пути..
Месснер поднялся на Эверест за 3 дня и спустился за 2, потратив, таким образом, на, собственно все восхождение пятеро суток.

Всё это ломало стереотипы того времени – времени, когда было принято покорять восьмитысячники осадным многомесячным стилем, большими командами, строительством цепи высотных лагерей и исключительно с использованием кислорода, во внемуссонный период. Трудно даже сказать, что было тяжелее в этом соло – преодоление физического или психологического порога.

Историю восхождения Месснер описал в вышедшей двумя годами позже книге «Хрустальный горизонт».
На русском языке книга вышла в 1990 г, и, не смотря на 100 000-й тираж, ныне является раритетом.
В присущей ему откровенной манере, Райнхольд Месснер подробно описал свои переживания и страхи, анализируя их причины и борьбу с ними. Во многом именно его книги положили начало альпинистской литературе, где развенчивался миф о горовосходителях, как о людях, не ведающих страха и презирающих опасность.

Вот он, супер-герой, описывающий себя на вершине Эвереста:
«Опускаюсь на снег, от усталости тяжёлый, как камень. Отдохнуть хоть самую малость, забыть обо всем. Но здесь не отдыхают. Я выработан и опустошён до предела… Ещё полчаса – и мне конец… Облака вздымаются снизу вверх так, как будто земля под ними пульсирует. От усталости не только отяжелело тело, но мозг отказывается перерабатывать воспринимаемое. Мои ощущения больше не различают верха и низа.
Что, уже вечер? Нет, сейчас 16 часов. Пора уходить. Никакого ощущения величия происходящего. Для этого я слишком утомлён. И однако же этот момент приобретёт для меня впоследствии особое значение, станет в некотором роде заключительным аккордом.».

Или вот еще: «Не двигаясь, не говоря ни слова, стою я здесь, хрупкий, как электрическая лампочка. Достаточно одного-единственного слова, чтобы разрушить эту прозрачную нежность, эту сказочную оболочку — то, что от меня еще осталось. Я могу видеть себя сквозь все мои оболочки и знаю, что и для Нены я сейчас прозрачен…
Опершись на лыжные палки, некоторое время смотрю на нее. Потом меня прорывает. Вся огражденность исчезает. Я плачу…»

Канадка Нена Ричи, подруга Райнхольда, сопровождавшая его в этой экспедиции, описывает в своем дневнике: встречу в базовом лагере: «Мужчины считают, что они покоряют горы… Вон он идет по леднику. Медленно, с опущенной головой. Скользит по мне взглядом, ничего не сознавая. Лицо желтое, губы вздулись, растрескались. Такое впечатление, что вернулась только часть от него. Этот самый сильный человек на пределе, выработан до самой души. На него жалко смотреть. Он обессилен до такой степени, что только победа могла дать ему силы вернуться живым…
Когда мы подходим к палатке и все опасности позади, Райнхольд опять падает. Да, он был на вершине, и люди снова будут говорить, что он покорил самую могучую гору земли. Да, он добился успеха, достиг своей цели — но еще большего успеха добилась гора. Она взяла свою цену от этого человека. Я знаю, что и Райнхольд так рассматривает свои отношения с этой горой. Сколько дала, столько и взяла с него…»

И отмечает, что после спуска весь день 22 августа Райнхольд не мог встать и выйти из палатки: только дреемал и пил чай.

Как ни странно, но эпохальное восхождение подвергли критике. И не где-нибудь в Советском Союзе, исповедовавшем принципы коллективизма, а в родной  Германии. Журналисты записали Райнхольда в эгоцентристы и спрашивали: «Зачем вообще нужны подобные восхождения? Что они дают людям, какие открывают пути?».
Но было поздно – соло Месснера на Эверест вошло ярчайшей страницей в историю гималайских восхождений и мирового альпинизма.

 

 

 

 



Tags: , , , ,

Comments

[User Picture]
From:lucas1972
Date:August 21st, 2010 10:00 am (UTC)
(Link)
я пытался найти в книжных магазинах, но безрезультатно. как я понимаю, "Хрустальный Горизонт" не переиздавался?
From:exss
Date:August 21st, 2010 10:42 am (UTC)
(Link)
нет, не переиздавался
[User Picture]
From:lucas1972
Date:August 21st, 2010 01:04 pm (UTC)
(Link)
чертовски жаль(
[User Picture]
From:arrivarus
Date:August 22nd, 2010 07:38 am (UTC)
(Link)
Она есть на либрусеке. Можете скачать хоть сейчас =)
[User Picture]
From:lucas1972
Date:August 22nd, 2010 08:32 am (UTC)
(Link)
спасибо)
но это не то..
люблю, знаете ли, классику: страницы, переплет. коленкор, опять же =)
[User Picture]
From:arrivarus
Date:August 22nd, 2010 12:13 pm (UTC)
(Link)
см. ответ ниже и ещё ниже =)))
From:redwal
Date:August 22nd, 2010 12:00 pm (UTC)
(Link)
Этож как резиновую "женщину"... :-)
[User Picture]
From:arrivarus
Date:August 22nd, 2010 12:13 pm (UTC)
(Link)
Глупости всё это. Если выбор стоит между читать в электронном варианте или вообще не читать, то надо выбирать первое. =)
From:redwal
Date:August 22nd, 2010 12:19 pm (UTC)
(Link)
Это - если он стоит... :-\
[User Picture]
From:volonter
Date:August 21st, 2010 12:56 pm (UTC)
(Link)
прислать? у нас две :)
[User Picture]
From:lucas1972
Date:August 21st, 2010 01:10 pm (UTC)
(Link)
вау... слушай, не могу отказаться)

PS: Алексей, а ты что - уже дома? и не заехал в гости?!
[User Picture]
From:meskhi
Date:August 21st, 2010 10:43 am (UTC)
(Link)
«Хрустальный горизонт» странная книга - как будто написал её не горовосходитель а салоннаая дама.
Райнхольд - зверь, он сделал невозможное для своего времени, но возможно такого жизненного пути и не было бы, если бы не история с Гюнтером.
From:redwal
Date:August 21st, 2010 10:46 am (UTC)
(Link)
B в чем ее странность и дамосалонность?
[User Picture]
From:meskhi
Date:August 21st, 2010 10:48 am (UTC)
(Link)
много слез для таких дел
From:redwal
Date:August 21st, 2010 10:53 am (UTC)
(Link)
Это вопрос субъективизма восприятия. Менталитета. Возраста. И тд.
Кто то может делиться своими страхами и переживаниями. Для котго то легче умереть.
[User Picture]
From:meskhi
Date:August 21st, 2010 11:07 am (UTC)
(Link)
из этих трёх слов "субъективизм, менталитет, возраст" мне понятно только одно:)
не надо со мной спорить - я всего лишь высказал своё мнение, которое вовсе не является истиной в последней инстанции.
Райнхольд Месснер был кумиром моего поколения, но не из-за книжек.
From:redwal
Date:August 21st, 2010 12:06 pm (UTC)
(Link)
Я с вами и не спорю - вы высказали свое мнение, я - свое
[User Picture]
From:meskhi
Date:August 21st, 2010 12:13 pm (UTC)
(Link)
половина Райнхольда - оставшийся сзади Гюнтер.
From:redwal
Date:August 21st, 2010 12:16 pm (UTC)
(Link)
???... с какой стати?
[User Picture]
From:lucas1972
Date:August 21st, 2010 04:23 pm (UTC)
(Link)
судя по тому, что я читал - "тень Гюнтера" действительно преследовала Рейнхольда. насколько это двигало его к новым свершениям сказать трудно, но что не отпускало - факт.
From:creamhel
Date:August 21st, 2010 04:28 pm (UTC)
(Link)
Да, темная история. И хотя в ней формально поставлена точка, поспешная кремация Месснером "останков Гюнтера", найденных под Диамирской стеной, не делает ему чести, а напротив, ставит много вопросов. Возможно, Вы правы, и не будь этой истории на Нанга Парбат, не было бы такой мощной мотивации. Но это всего лишь предположения...
[User Picture]
From:kurbik
Date:August 24th, 2010 06:47 am (UTC)
(Link)
спасибо за пост ) с вашего позволению уведу к себе в журнал )

ps. очень фото понравилось... люблю выразительные портреты )
From:exss
Date:August 24th, 2010 11:42 am (UTC)
(Link)
тащите, не здоровье
Powered by LiveJournal.com